мистер Пол и граф Шариков (nagorelov) wrote,
мистер Пол и граф Шариков
nagorelov

Categories:

Концептуализация себя от Эпиктета.


Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет.
В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим.
Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не
наше.
Итак, помни: если ты станешь зависимое по природе считать свободным, а чужое своим, то будешь терпеть затруднения,
горе, потрясения, начнешь винить богов и людей.
Людей в смятение приводят не сами вещи, но их собственные представления об этих вещах.
Например, в смерти нет ничего ужасного. Однако, поскольку мнение о смерти внушает страх, то оно есть причина страха. Так вот всякий раз, когда нам случается испытывать затруднения, находиться в смятении
или печали, не будем обвинять никого другого, кроме самих себя, то есть наши мнения. Невоспитанному человеку
свойственно винить в своих бедах других. Тому, кто начинает становиться воспитанным, свойственно обвинять самого себя.
Но тому, кто уже воспитан — несвойственно обвинять ни другого, ни самого себя.
Не требуй, чтобы события свершались так, как тебе хочется, но принимай происходящее таким, каково оно есть, и будешь счастлив.
Помни, что ты актер в пьесе, которую ставит ее режиссер. Если он пожелает сделать ее короткой — ты актер короткой драмы, а если пожелает сделать ее долгой, то долгой. Если он хочет, чтобы ты играл роль нищего, сыграй ее хорошо, равно как роль хромого, начальника, плебея. Твое дело — хорошо исполнить данную тебе роль, а выбрать ее для тебя волен другой.
Ты будешь непобедим, если не станешь участвовать в состязаниях, победить в которых ты не можешь.

Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся, прежде всего, не дать увлечь себя собственным представлениям. Ты легко справишься с собой, лишь только получишь время на передышку.
Если тебе когда-нибудь случится иметь дело с внешними вещами из желания кому-то понравиться, знай, что ты погубил свой правильный порядок жизни.
Если бы кто-то вручил твое тело первому встречному, ты бы вознегодовал, а то, что ты доверяешь свой разум случайному человеку, чтобы, если станут тебя бранить, разум твой пришел в смущение и смятение, тебе от этого не стыдно?

Знай, что смысл благочестивого отношения к богам состоит в следующем: иметь представление, что они существуют и прекрасно и справедливо управляют миром; что сам ты поставлен, чтобы повиноваться им, уступать всему происходящему и добровольно следовать за ним, словно оно свершается по наилучшему замыслу. Ведь таким образом ты не упрекнешь богов и не станешь их винить, словно обделенный их заботой.

Всякий раз при обращении к гаданиям помни, что предстоящий результат тебе неизвестен, и ты идешь узнать его от прорицателя. Каково оно, если только ты философ, ты узнаешь придя туда. Если результатом окажется нечто из числа внешних вещей, то по необходимости это не добро и не зло.
Итак, укрепляясь духом, ступай к богам как к своим советчикам. И наконец, всякий раз получив ответ, помни, каких ты взял себе советчиков и кого ослушаешься, если не подчинишься.

Обращайся к оракулу так, как того требовал Сократ, в тех случаях, когда консультация касается исхода дела и ни здравый смысл, и никакое искусство не дают возможности получить нужный ответ.

Усвой себе, наконец, какой-нибудь характер и тип, который ты сохранишь и наедине сам с собой и встречаясь с людьми.
По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, конных ристаниях, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

Пиры с людьми посторонними и непричастными к мудрости отвергай. Но если когда-нибудь доведется, внимательно следи за тем, чтобы не опуститься до поведения невежды. Знай, что если друг твой замаран, то общаясь с ним, даже если сам был чист, неизбежно замараешься.

Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться. Напротив, ответь: «Этот человек не знал о прочих моих пороках, иначе он не ограничился бы только этими».

Всякий раз, когда ты будешь делать то, что счел нужным, не бойся, если тебя увидят за этим занятием, даже если чернь начнет судить об этом несправедливо. Ведь если ты поступаешь неправильно, беги от этого дела, а если правильно, то отчего ты боишься тех, кто будет порицать несправедливо?
Subscribe

  • (no subject)

    Проверка на вшивость. А твои системы классификации производят результаты, которые можно прогнозировать? Ибо именно классификации определяют твое…

  • (no subject)

    Хорошая книга перед сном https://knigavuhe.org/book/rubai-kasydy-gazeli/

  • (no subject)

    Может блогеры не понимают собственной функции для потенциального комментатора? Так я объясню. Основная функция блогера — дать пограничнику…

promo nagorelov november 24, 2015 11:22 3
Buy for 100 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments